Наш телефон: +7 (495) 627-61-49 О нас Стоимость Отзывы Контакты
на главную страницу
изобразительное искусство
декоративно-прикладное искусство
археология
выставки
Прием заказов:
Ирина Викторовна
тел. 8 (495) 627-61-49
Павел Игоревич
тел. 8 (905) 595-08-30

e-mail: pair-antik@yandex.ru

Реставрация икон

Иконы - особый уникальный вид искусства, в котором объединились художество, духовность, история и энергетика многомиллионного народа. Поэтому подход к реставрации икон должен основываться не только на профессионализме, высокой компетентности и опыте. В процессе восстановления образов настоящий реставратор оставляет часть своей души. Духовная составляющая в ходе восстановительного процесса неотъемлема от его технологической части. Однако пока разделим духовную и материальную составляющую, и в нашем случае сделаем акцент на иконе, как на предмете искусства, требующем «реанимации».

«Вечная жизнь»

Иконы, как и люди, подвержены старению. Особенно худо обстоят дела, когда образ находится в частном владении. Температурные перепады, колебания влажности, влияние растворенных в воздухе химических соединений, ультрафиолет, бактерии и насекомые – все это главные враги любой картины. В храмах, ко всем вышеперечисленным факторам добавляется еще и свечная копоть. Тем более ситуация с восстановлением усложняется, если это реставрация старинной иконы, где все элементы (основа, краски и защитное покрытие) имели исключительно натуральное происхождение.

Чтобы снизить влияние негативных факторов на образа, еще в древности был придуман такой защитный элемент, как киот (извините, за столь технологический подход к церковной терминологии). Хотя со временем и киот превратился в произведение искусства, став частью внешнего оформления иконы. Поэтому реставрация икон при храме нередко включает в себя и восстановление киота – деревянного оформления, в который вкладывается образ.

Независимо от того, где хранилась икона, ее поперечный «разрез» покажет ряд слоев, внешний из которых представляет собой загрязнения. Это пыль и бактериологическая составляющая, в большинстве случаев вступившие в химическое и механическое соединение со следующим слоем – олифой или лаком. В наиболее сложных ситуациях уничтожена не только внешняя защита, но и части живописного слоя.

Стоимость реставрации иконы в этом случае будет выше, поскольку мастеру придется скрупулезно анализировать состав красок и грунта, чтобы восстановить оригинал максимально соответствующий творению автора.

 

Примеры реставрации икон


Реставрация иконы
Богоматерь с младенцем

Реставрация иконы
Спас Вседержитель с предстоящими

Реставрация иконы
Богоматерь Всех Скорбящих Радость

 


Реставрация иконы
Богоматерь

Реставрация Четырехчастной
иконы

Реставрация иконы
Святой Пророк Гедемон

 


Реставрация иконы
"Богоматерь с младенцем"

Реставрация иконы
"Св. Мария Магдалина"

Реставрация иконы
Святой Алексей Божий человек

 

 
Реставрация иконы
"Положение во гроб"

Реставрация иконы
"Собор святого архангела Михаила"
 


Современные «рублевы»

Сегодня любая профессиональная мастерская по реставрации икон располагает большим арсеналом технических средств и технологий по восстановлению и поддержанию в надлежащем виде старинных творений иконной живописи.

Если говорить о реставрационных работах, то их можно разделить на несколько базовых этапов:

  • оценка нынешнего состояния образа. Здесь реставратор анализирует особенности письма и оценивает физическое состояние иконы. Если работа принадлежит известному автору, то учитываются все художественные приемы, использовавшиеся мастером. Если автор творения неизвестен (а это касается большинства икон, попадающих в руки к реставраторам), то дополнительно изучаются особенности церковной живописи, характерные для эпохи написания данного творения;
  • восстановление основания. Первым делом, из доски следует удалить все бактериологические и биологические загрязнения. При этом процедура не должна нарушить художественный слой. При необходимости должна быть выполнена и реставрация окладов икон, поскольку часто это неотъемлемая часть церковного образа;
  • укрепление левкаса. Левкасом называют грунтовый слой, который присутствует на любых даже современных картинах. Во многих случаях речь идет именно об укреплении, а не восстановлении, чтобы не был поврежден наиболее ценный слой – сам образ;
  • чистка иконы. На этом этапе аккуратно удаляются все загрязнения с использованием современных способов, которые относятся к разряду высоких технологий;
  • укрепление краски. Это очень ответственный момент, поскольку состоит в том, чтобы заново соединить отставшие участки художественного слоя с грунтом;
  • восстановление фрагментов живописи. Этот момент тесно переплетен с начальной стадией реставрационных работ. Поэтому вмешательство реставратора останется незримым, но икона возвратит все утраченные живописные фрагменты;
  • наложение защитного покрытия. Это завершающий этап реставрации икон в Москве или любом другом регионе России. От данной процедуры зависит, как долго образ просуществует до необходимости нового его восстановления.

Итак, если внимательно посмотреть на «реанимационный» процесс, то он проходит снизу вверх. Профессиональный реставратор иконной живописи сначала восстанавливает невидимые глазу основы, а только потом берется за «лечение» красочного внешнего слоя.

Будем рады ответить на любые вопросы!

Продвижение сайта Компания "Золотая Середина" - реставрация икон и картин