Реставрация такого направления изобразительного искусства, как графика, начала активно развиваться совсем недавно. В России это произошло примерно в середине ХХ века, потому что к тому времени накопился достаточный фонд произведений, а специалистов в данной области еще не было.
Графика - особый вид искусства
Стоит добавить, что графика ветшает довольно быстро. Чем это объясняется? Графика - это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи и пятна. А материалом для нее является бумага или картон, которые не отличаются особой прочностью. По этой причине потребность в реставраторах произведений графики велика.
Каковы основные приемы реставрации графики, выполненной на бумаге? Их довольно много: удаление желтизны и пятен, склейка разрывов, прессование и тонировка, ретушь и др. Каждый из них требует профессионализма, многолетней подготовки и, конечно, огромного уважения к культурному наследию. Опытный реставратор должен осознавать свою ответственность не только перед автором произведения, но и перед будущими поколениями.
Основные методы работы
В начале процесса реставратор должен исследовать произведение, чтобы определить основные методы работы. На этом этапе берутся пробы на присутствие древесной массы в бумаге, проверяется печатный или красочный слой на устойчивость к воде или реактивам и т. д. Затем определяются основные вещества и способы, которые будут применяться непосредственно при реставрации.
Начинается этот сложный процесс с дезинфекции. После нее мастеру нужно произвести закрепление сначала красочного слоя, а затем штампов и надписей. Потом можно переходить к удалению загрязнений и желтизны с поверхности произведения. Графические рисунки требуют бережного отношения, поэтому все названные процессы проводятся максимально аккуратно, с помощью пинцета, тампона и слабых растворов необходимых химических веществ.
Следующий этап - подклейка разрывов, восполнение утрат основы и дублирование краев. Бумага для этих целей подбирается таким способом, чтобы по цвету, качеству и фактуре она была близка авторской. Кроме того, бумага заранее проходит тонировку.
Наконец, наступает очередь процесса художественного восстановления. Здесь используются самые разные материалы: акварельные краски, гуашь, сангина, тушь китайская различных оттенков, пастель и т. д. В качестве инструментов применяются кисть, перо, растушевки и др.
Разумеется, перед началом реставрации делаются цветные фото, фиксирующие состояние экспоната до повреждения.
И самое главное: реставрация произведений графики - это ответственный и многогранный процесс. Поэтому восстановление авторского рисунка допускается только в исключительных случаях, и только после обсуждения на Реставрационном совете!
|