За свою многовековую историю человечество создало множество произведений искусства, которыми мы не устаем восхищаться, посещая музеи. Не меньше, а может даже и больше их находится в частных коллекциях. Они имеют различное происхождение, возраст, историческую и культурную ценность. Объединяет их лишь одно. Для того чтобы не только мы, но и наши потомки могли продолжать наслаждаться их красотой, требуются особые условия хранения и тщательный уход. Но даже это не способно в полной мере защитить шедевры от самого беспощадного врага – времени. Противостоять ему и продлевать жизнь изделиям старинных мастеров, призваны люди редкой, но очень важной профессии – реставраторы.
Казалось бы, если раритеты хранятся в условиях, наилучшим образом обеспечивающих их сохранность, то откуда возникает потребность в работах по восстановлению? Для этого есть много причин. Одна из них заключается в том, что далеко не во всех музеях, а тем более частных коллекциях, есть возможность обеспечивать оптимальные условия. Только самые крупные, обладающие значительными ресурсами, структуры могут себе позволить оборудовать залы и запасники необходимыми климатическими системами. Но даже они не могут обходиться без услуг реставраторов.
У большинства произведений искусства есть ценители не только в стране пребывания. Люди по всему миру хотят иметь возможность насладиться шедеврами «вживую». Для этого регулярно устраиваются выездные экспозиции. В процессе транспортировки, особенно когда осуществляются международные перевозки, экспонаты подвергаются негативным воздействиям. Вибрация, перепады температуры и влажности – все это не способствует улучшению их состояния. Плюс необходимость проходить таможенное оформление и проверки на границе. Из-за этого музейные работники очень не любят отпускать свои сокровища «на гастроли». Но совсем обойтись без культурного обмена нельзя. Поэтому приходится находить разумный компромисс между желанием сохранить произведения искусства и необходимостью обеспечить возможность максимальному числу любителей прекрасного полюбоваться ими.
В обеспечении баланса между этими двумя стремлениями важнейшая роль отводится реставраторам. Именно они способны «залечить» раны, полученные экспонатами при транспортировке и минимизировать ущерб, наносимый временем и неподобающими условиями содержания. Если музейных работников часто называют хранителями истории, то реставраторов можно смело именовать ее лекарями. Причем весьма искусными, в прямом смысле этого слова. Хороший реставратор – не просто ремесленник. Его с полным правом можно считать соавтором великих мастеров. Ведь для того, чтобы качественно выполнить свою работу, он должен владеть техникой автора, разбираться во всех нюансах его творчества. Только в этом случае можно обеспечить необходимый результат. А заключается он в том, чтобы на восстановленном шедевре непосвященный человек не увидел следов вмешательства реставратора.
|